Выражение «развал-схождение» известно всем автомобилистам. Что означает эта фраза? Когда эта процедура необходима? Углы установки колес автомобиля по отношению к земле и кузову – важнейший фактор, от которого зависит безопасность на дорогах!
Инженеры при создании автомобильной подвески планируют эти углы, опираясь на многие факторы. Планируются, помимо этого, и возможные отклонения от заданных изготовителем показателей, которые крайне малы и представляют собой единицы и части угловых секунд. Вспомним из курса геометрии (чтобы вы наглядно представили эти отклонения), что угол в 90 градусов - прямой. Каждый градус составляют 60 угловых минут, а каждую минуту - 60 секунд. Из чего следует, что одна угловая секунда – это 1/324000 прямого угла. Говоря простым языком – это крайне малая величина.
Чаще проектировщики автомобилей говоря об установке колес, вспоминают о 4 углах:
- Развал – угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Он будет больше нуля, если колеса смотрят верхней стороной наружу и отрицательным, если колеса смотрят верхней стороной внутрь.
- Схождение – угол между плоскостью вращения колеса и осью движения транспортного средства.
Развал и схождение могут регулироваться, в отличие от других углов – кастора и угла поперечного наклона оси поворота колеса. Эти углы, хотя и представляют огромную важность для автомобиля, но, настройка их в обычных условиях невозможна. Сбой этих углов обычно связан с авариями и подлежит корректировке. Восстанавливать эти углы способны гонщики и тюнинговые ателье.
Развал – важнейший фактор для управляемости транспортного средства. Его регулировка позволяет покрышке колеса автомобиля максимально контактировать с дорогой, придает устойчивость автомобилю при движении. Схождение — угол, от величины которого зависит срок службы покрышки колеса. Обычно именно из-за неподходящего угла схождения они очень быстро изнашиваются, и приходятся заменять покрышки. Исходя из этого можно сделать вывод, что чем точнее углы развала и схождения, тем безопаснее передвижение, тем устойчивей автомобиль на дороге и тем дольше срок работы автомобильных покрышек.
Как же измерить эти углы?
Развал схождениеРанее развал измеряли уровнем, а схождение – веревкой. Позже были созданы специальные приборы с зеркалами и лампочками. В наши дни в автомобильных сервисах имеются стенды, где отображена база данных по углам установки колес для различных автомобилей.
В советских автомобилях, к примеру, в «Жигулях», только у передних колес могли регулироваться углы установки. В современных транспортных средствах, зачастую регулируются углы установки колес и передней, и задней оси. При этом на задней оси может регулироваться только схождение, только развал, или и то, и другое. При этом существуют автомобили, к примеру, модели «Ситроен», чей производитель не предоставляет возможности регулировки углов установки колес. В инструкции сказано (перевод): «Углы установки колес определены механизмом подвески и не регулируются. Отклонение углов установки колес от указанных показателей обычно происходит вследствие аварии. Необходимо заменить деформированные части подвески, чтобы восстановить углы установки колес, заданные производителем». Очень важно также вовремя менять пыльники шрусов, чтобы предотвратить преждевременное разрушение этих деталей.
Как регулируются углы схода и развала
Развал схождениеИтак, теоретическую часть мы завершили. Сейчас ответим на практический вопрос: когда регулировать и проверять «развал-схождение»? Регулировать его необходимо после очередного ремонта и замены частей подвески. К примеру, изменения в подвеске вида «Мак-Ферсон» вызовут изменение высоты транспортного средства с одной стороны на несколько миллиметров. Это отклонение станет причиной выхода из установленных производителем границ углов установки колес.
Из опыта: обычно подвеску обслуживают два раза в год, перед зимой и после зимнего сезона. При каждом обслуживании нужно проверить узлы подвески и выявить запчасти, которые нужно заменить. При регулярной эксплуатации может произойти износ частей подвески, пружины становятся менее жесткими, а шины неравномерно изнашиваются. Все эти факторы являются причиной изменения углов установки колес. Обычно при естественном износе изменение углов установки колес очень невелико и входит в допустимые производителем рамки отклонений, но так как это фактор безопасности, то проверка не помешает.
В течение эксплуатации возможен удар в подвеску, - например, при наезде на камень на скорости, на крышку люка, или яму на пути. Этот удар, увеличенный на скорость и массу автомобиля, часто становится причиной поломки или, что гораздо хуже, деформации частей подвески. Часто таки удары приводят также и к повреждению антикоррозийного покрытия, на днище автомобиля, что может привести к его ржавению. Заметить это с первого взгляда бывает трудно, а вот контроль и регулировка углов установки колес, и осмотр днища авто незамедлительно откроют глаза на проблему.
Знайте, что один из скорейших путей поломки подвески автомобиля – езда на не отрегулированных колесах. Вибрация частей подвески, по причине дисбаланса колеса, становится поводом к быстрому износу частей подвески и, вследствие этого, к нарушению показателей углов установки колес. По этой причине при замене шин нужно точно регулировать колеса и тут же обязательно корректировать углы «развал-схождения».